Реставрация

Реставрация лепного декора (посмотреть пример) - процесс ответственный и кропотливый, включающий в себя целый ряд специальных и профессиональных навыков.
В нём совмещается несколько лепных профессий, необходимы знания и навыки для расчистки старых образцов лепного декора от различных наслоений и загрязнений (мел, различные лаки и краски, сажа, копоть, пыль и грязь), знания и умение комбинировать различные материалы для расчистки и различные способы расчистки.
Большая практика по реставрации лепного декора позволяет сказать - невосполнимых утрат нет.
Даже если утеряны фрагменты лепного декора, то  можно их восполнить, копируя стиль старого мастера.
В любом случае все реставрационные работы по лепному декору производятся  не только по старым проверенным технологиям, но и с учётом новых технологий и изобретений в области химии и полимеров при выполнении  формовочных работ.

При реставрации для исполнения модельных работ, как и прежде, используются глина и пластилин - эти материалы позволяют на хорошем уровне выполнить в объёме и рельефе все элементы лепного декора отображённого на эскизе. Для идеального изготовления моделей используется гипс необходимой плотности и качества. По сути каждая такая модель является образцом авторского исполнения объёмного лепного декора, в  отличие от полиуретановых профилей и порезок, в гипсовой модели можно воплотить любые замыслы и пожелания, поэтому каждый разработанный индивидуально проект лепного декора является эксклюзивным, особенным и неповторимым. В этом и заключается идея искусства - не копировать и повторять, а творить и обновлять.

Лучшим доказательством тому являются сохранившиеся до наших дней образцы лепного декора как в различных дворцовых интерьерах. так и в обычных жилых домах 18-19 веков.

В Санкт-Петербурге сложилась реставрационная школа,
отработаны методы и способы реставрации лепного декора,поэтому Петербургские  реставраторы работают на всех значимых объектах реставрации нашей страны в Москве,в  Казани, в Нижнем  Новгороде , в Великом  Новгороде и в других городах.
Успех Петербургской  реставрационной школы лепного декора связан с преемственностью,
 желанием опытных мастеров передать,свои знания и опыт молодёжи.
Особый Петербургский подход к реставрации известен всем.

Основополагающий принцип - не навредить.

Другие принципы заключаются в следующем:
1. Не уничтожать, а сохранять.
2. не убирать, а укреплять сохранившийся лепной декор.
3. Точное воссоздание каждого элемента лепного декора по образцам старых мастеров.
4. Подчёркивание индивидуальности старых мастеров.

Самым ярким примером реставрации и воссоздания является реставрация Екатерининского дворца.
Главным вдохновителем и участником этого процесса безусловно являлся  С. С. Кедринский-главный архитектор и главный хранитель Екатерининского дворца.
Подобных реставрации и воссоздания ещё не было в мировой практике.
В процессе этой работы была создана школа реставрации и воссоздания памятников культуры и архитектуры.
Здесь работала целая плеяда талантливых мастеров.
Были разработаны многие методики по реставрации живописи, резьбы, лепного декора, паркета и мебели.
Уникальность работ по реставрации Екатерининского дворца признана во всём мире.
Особое место в этом процессе, конечно, занимает воссоздание Янтарной комнаты.

Наша мастерская участвовала в реставрации Екатериниского дворца и павильонов Екатерининского парк

 


  Павильон Грот.
Павильон Грот великолепно украшает Екатерининский парк.
Цвет его фасадов и чёрные с позолотой решётки подчёркивают единство композиции с большим дворцом, скульптурные украшения выражают принадлежность к морской стихии.
 Грот был возведён по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли в стиле барокко в 1769 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны.
Интерьеры Грота были выполнены А.Ринальди в 1780-х годах.
В эпоху царствования Екатерины Второй Грот использовался для отдыха и уединения на берегу. Этот павильон получил ещё одно название -Утренний зал.
 В нём была размещена большая коллекция скульптур и ваз.среди которых была знаменитая статуя Вольтера. выполненная скульптором Ж.Гудоном.
 Сейчас в павильоне Грот проводятся временные выставки. Он стал очень популярным памятником культуры.

      Концертный зал.

 Павильон Концертный зал  был построен в 1780-х годах по проекту Дж.Кваренги в  классическом стиле , для которого характерны строгость и чёткость.
Внутренние интерьеры зала великолепно украшены мозаиками на античные темы,
мозаичный пол большого  Концертного зала  изображает сцену из мифа о похищении Авроры Зевсом в образе быка,
стены и плафоны расписаны  знаменитыми мастерами.
 Зал предназначен для летних концертов.

   Эрмитаж.

 Дворец Эрмитаж был построен в 1756  году по проекту Ф.Б.Растрелли в стиле  русского барокко .
В середине 18 века такие здания украшали многие известные дворцовые ансамбли в России,
например, в Петергофе  был возведён свой Эрмитаж.
 Эрмитаж в Царском Селе был окружен 64 колоннами из пудостского  известняка .
Вся архитектурная композиция располагалась на мраморной площадке , окружённой рвом .,который был засыпан при Екатерине Второй .
Бронзовый цвет стен и позолота лепного декора подчёркивали композиционное единство Екатерининского дворца и Эрмитажа.
Фронтоны , кровля и балюстрада были украшены  статуями , которые ,к сожалению , не сохранились до наших дней,
но и без них архитектурный облик Эрмитажа сохранил свои роскошь  и великолепие.
В переводе с французского языка *Эрмитаж* означает * место уединения*.
Дворец был предназначен для небольших приёмов и развлечений узкого круга особо приближённых к императрице лиц.
Здесь всегда царила атмосфера праздника и веселья.
Эрмитаж отличался не только красотой интерьеров. но и использованием новейших достижений  техники того времени,
например, пятью  подъёмными столами,потайными ходами , что позволяло сервировать столы без видимого присутствия слуг,
а после трапезы столы опускались и исчезали с помощью механизмов и канатов. освобождая место для танцев.


   Скрипучая беседка.

  Скрипучая ( Китайская ) беседка находиться между двумя прудами  и входит в архитектурный ансамбль Китайской деревни. созданной А.Ринальди.
 Скрипучая беседка была построена в 1786 году по проекту  архитектора Ю.Фельтона.
 Особое своеобразие беседке придают изогнутая кровля и флюгер в виде китайского флага, который издаёт скрип при вращении ,поэтому беседка так и называется.

   Верхняя ванна.
Павильон Верхняя ванна расположен на верхней террасе парка перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда.
 Архитектор В .Неелов  построил это здание в 1778 году в стиле раннего классицизма .
В 1811 году Верхняя ванна была перестроена Бетанкуром .
Наружные фасады здания художественно  были оформлены  достаточно скромно , но внутренняя отделка отличалась изысканностью и нарядностью.
 Стены зала для отдыха были расписаны художником-декоратором А.И.Бельским ,передававшим мотивы росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме.
Центральный плафон  передаёт  сюжет мира о  Фаэтоне, сыне бога Солнца.
До середины 19 века Верхняя ванна былы баней для императорской семьи.(Милых Их Высочеств.).
Раздевальня, восьмигранный зал для отдыха,бассейн,парильня,котельная и сени располагались в шести помещениях.
Во время Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена . Её полностью реставрировали к 1953 году(включая внутреннюю отделку).
В настоящее время в павильоне проводятся временные выставки.